Проектирование и дизайн ресторанов

С чего начать свой собственный ресторан? Конечно, с концепции. Каждый человек мечтал или мечтает стать владельцем ресторана. Это не только бизнес. Ресторанная жизнь не похожа ни на какую другую. Дизайн ресторна, концепция развлекательного центра играют определяющую роль
МУЗЕЙ
РЕСТАВРАЦИЯ
СТАТЬИ
АРХИВ
ССЫЛКИ
ПРЕССА
ФОРУМ
МУЗЕЙ БТВТ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ЭКСКУРСИИ
КАК ПРОЕХАТЬ
СОБЫТИЯ
НОВОСТИ
О НАС
PANZER IV
Т-70
Pz.Kpfw.38(t)
Hetzer
БА-3
Panther
"Снайпер"
Т-37А
Т-26 обр.1939
Трансмиссии танков
Альбом Т-34
Танки в кинофильмах
ФОТО
ВИДЕО
КУБИНКА В СЕТИ
ДРУГИЕ МУЗЕИ БТВТ
ВВЕДЕНИЕ
Оценка

ВВЕДЕНИЕ

 Трансмиссия* является одним из существенных элементов конструкции современного танка. 

 Трансмиссия не в меньшей мере чем двигатель предопределяет основные показатели тактико-технической характеристики машины, её скорость, маневренность и т.д. Далеко не всё иметь на машине хороший двигатель, обладающий большим резервом мощности и хорошей приёмистостью - надо еще, чтобы этот резерв мощности мог с успехом реализоваться в бою и чтобы приёмистость двигателя обеспечила приёмистость машины. Это же зависит исключительно от количества и удачного выбора передаточных отношений в коробке перемены передач, от возможности их быстрого и легкого переключения.

 Далеко не всё, иметь ходовую часть и размеры машины, допускающие как плавные так и весьма крутые развороты на достаточных скоростях - надо еще, чтобы эти развороты могли быть в действительности осуществлены в бою, надо, чтобы машина обладала не потенциальной, а истинной, реальной маневренностью.

 Это же зависит от качества, как коробки перемены передач, так и механизма поворота и от их совместной работы, и взаимодействия.

 Мало, наконец и того, что экипаж машины имеет возможность реализовать имеющиеся на машине резервы мощности и маневренность машины. Надо достигнуть того, чтобы экипаж, эти, боевые качества машины, реализовал с пользой, а этого можно достигнуть только тогда, когда обеспечено взаимодействие в бою подразделений и экипажа. В условиях плохой обзорности современных машин, хорошая слаженность и взаимодействие обеспечиваются лишь в том случае, если механик-водитель максимально разгружен и может непрерывно и внимательно следить за полем боя. А для этого надо, чтобы управление машиной (поворот, переключение передач) было просто, легко, доступно и не отвлекало водителя от наблюдения за дорогой, особенно в наиболее ответственные моменты вождения (крутой разворот, преодоление препятствий).

 Боевая машина может быть выведена из строя средствами ПТО противника, не только потому, что имеет недостаточно мощную броню, но еще и потому, что она становится удобной мишенью, если заметно снижает скорость при переключении передач, перед препятствием или за препятствием, при разворотах и т.д., т.е., именно там, где противник ожидает замедления скорости и куда заранее сосредотачивает средства ПТО.

 В последнее время, в связи с усилением средств ПТО, маневренность является, по крайней мере не меньшей гарантией неуязвимости машины, чем мощная броня. Сочетание хорошей бронировки машины и быстроты её маневра - основное средство защиты современной боевой машины от огня противотанковой артилерии.

 Неудачная трансмиссия или механизм поворота, неизбежно, делают машину в бою удобной мишенью для противника.

 К сожалению, столь существенная роль трансмиссии в обеспечении боевых качеств машины, до сих пор не оценена в должной мере отечественной танковой промышленностью. Даже беглое ознакомление с трансмиссиями отечественных и иностранных машин показывает, что, если, в отношении качества двигателя, бронировки, вооружения, отечественные машины превосходят все известные нам машины иностранных марок, то трансмиссия отечественных танков отстала от современного развития техники танкостроения.

 Подобному положению немало способствовал распространённый у нас взгляд на танковую трансмиссию как на трансмиссию тракторного типа и недооценка той роли, которую она играет в предопределении тактико-технической и боевой характеристики танка.

 Немалую роль сыграла также черезмерная погоня за простотой конструкции. Простота производства и обслуживание - весьма существенный фактор при оценке и выборе конструкции, но лишь до тех пор, пока простота не покупается дорогой ценой снижения боевых тактических показателей танка.

 Это хорошо освоено двигателистами и поэтому отечественные двигатели разумно сочетают простоту конструкции там, где это возможно, с использованием там, где это требуется, всех достижений двигателестроения, как бы сложны они ни были. К сожалению, подобные, разумные сочетания простоты конструкций с применением современных достижений танковой техники, не найдены еще конструкторами, работающими над улучшением трансмиссий отечественных машин.

 В ходе отечественной войны выявляется много новых конструкций боевых машин, ранее тщательно засекреченных. Все лучшие танки мира теперь доступны для всестороннего их изучения и сравнения.

 Настоящий отчет содержит краткие описания и сравнительную оценку трансмиссий танков, нашедших применение в ходе отечественной войны.

 Отчетом охвачены следующие машины:

  1. Отечественные танки Т-60, Т-34, КВ.

  2. Английские танки МК-II ("Матильда") и МК-III ("Валентин").

  3. Американские танки типа М-III.

  4. Немецкие танки Т-2в, Т-3 и Т-4.

  5. Чешский танк "Прага" заводов Шкода, стоящий на вооружении немецкой армии.¹

 В первом разделе отчета содержатся описания и сравнительные оценки главных фрикционов и коробок передач.

 Второй раздел отчета содержит описания и сравнительную оценку механизмов поворота.

 Бортовая передача описана более подробно лишь для английского танка Мк-III /"Валентин"/, т.к. только у этого танка, также как и у танка КВ, в качестве бортовой передачи использован планетарный редуктор. Бортовые передачи всех остальных машин состоят из пары постоянно включенных цилиндрических шестерен и описаны весьма кратко. Описание тех или иных механизмов отечественных машин изложено в отчете кратко, т.к. более подробные описания имеются в соответствующих наставлениях и настоящий отчет рассчитан на читателей, знакомых с отечественными машинами. Глубина и подробность описания конструкций иностранных машин определялись, как количеством, так и качеством имеющегося в нашем распоряжении материала и тем в какой мере описываемая конструкция нова, оригинальна и интересна.

 Коробки передач танков "Прага", Мк-II ("Матильда") и опытного танка Т-3 с пре-селекторным управлением, описаны весьма подробно и достаточно детально изучены. Для них построены соответствующие планы скоростей, подсчитаны усилия и т.д. Коробки же перемены передач танков Мк-III ("Валентин") и американского танка М-III описаны весьма кратко.

 Материал по оценке и сравнению конструкций содержится, как в главе, относящейся к каждой машине порознь, в параграфах, посвященных положительным качествам и недостаткам разбираемой конструкции, так и в конце раздела, в главе, специально посвященной сравнительной оценке.

 Все выводы по оценке конструкций охватывают лишь наиболее существенные вопросы по которым можно иметь суждение на основании описательного материала, помещенного в этом отчете.

 Основой для оценки конструкций и сравнения их являлось то, в какой степени удовлетворяют они нижеследующим требованиям, предъявляемым к тому или иному элементу трансмиссии современного танка:

Для главного фрикциона и его привода.

  1. Главный фрикцион должен быть прост по конструкции, не сложен в эксплоатации и ремонте.

  2. Главный фрикцион должен допускать или иметь автоматическую регулировку, сохраняющую неизменность в условиях работы фрикциона (зазоры, усилия, скорости) по мере износа трущихся поверхностей.

  3. Главный фриуцион должен обеспечить плавное включение и четкое (чистое) выключение в любых условиях эксплоатации.

  4. Привод к главному фрикциону должен допускать простую регулировку люфта педали.

  5. Усилие, которое необходимо приложить к педали для выключения главного фрикциона, должно быть невелико и во всяком случае небольше 30-35 кг.

Для коробки перемены передач и ее привода:

  1. Коробка перемены передач должна быть проста по конструкции, не сложна в эксплоатации и ремонте.

  2. Количество передач и распределение передаточных чисел должно обеспечивать наиболее рациональное использование двигателя при разгоне и преодолении препятствий. В обоих случаях за все время разгона средняя мощность двигателя должна быть возможно более близка к максимальной мощности.

  3. Распределение передаточных чисел должно способствовать легкому, безударному переключению передач.

  4. Усилие, потребное для переключения передач, должно быть невелико.

  5. Процесс переключения передач должен быть максимально прост и однообразен для всех передач. Водитель должен переключать передачи простым, по возможности одним движением. Само переключение должно происходить быстро, не должно отвлекать водителя и обременять его.

  6. Коробка перемены передач должна допускать легкий и безотказный переход, сразу, через несколько ступеней передач, особенно сверху вниз.

Для механизма поворота:

  1. Механизм поворота должен быть прост по конструкции, не сложен в эксплоатации и ремонте.

  2. Механизм поворота должен обеспечивать как весьма плавные, так и крутые повороты, с возможно меньшим радиусом.

  3. Мощность двигателя должна использоваться при повороте возможно более полно. Желательно использование "рекуперации мощности" при повороте.

  4. Усилие на рычаге управления должно быть невелико. Управление машиной не должно отвлекать водителя, заставлять его отрываться от приборов наблюдения и не обременять его большой физической нагрузкой.

  5. Машина должна быстро реагировать на изменения положений органов управления.

  6. Между положением органа управления (рычагами) и радиусом поворота должна быть осуществлена зависимость, достаточно рациональная с точки зрения упрощения управления.

 В параграфах, посвященных оценке отдельных конструкций кратко характеризуется в какой мере та или иная конструкция удовлетворяет данным требованиям.

Далее


* В понятие "трансмиссия" включается далее также механизм поворота.

¹ Примечание ред.: Panzerkampfwagen 38(t).

Разработка и дизайн © А.Баранов Эмблема музея © М.Петровский